Ярославский центр производственной кооперации и субконтрактации

ЯрТПП

Формы организации и преимущества субконтрактации

Субконтрактация - одна из форм общеизвестной производственной кооперации.

Субконтрактация представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ресурсов.

Под общим термином субконтрактация в соответствии с принятой в практике международной промышленной кооперации терминологией понимаются следующие виды производственной деятельности:

  • изготовление и поставка заказчику компонентов и комплектующих машинотехнической продукции, производимых в соответствии с международными (российскими) стандартами и поставляемых большими партиями (например, крепежные изделия, упаковочный материал и др.);
  • изготовление и поставка узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациям заказчика и поставляемых ему, как правило, в ограниченных количествах и в строго определенные сроки;
  • проектирование, изготовление и поставка заказчику узлов, блоков и отдельных деталей (изделий) в соответствии с согласованным техническим заданием.

Каждое из перечисленных направлений имеет свою специфику при организации и реализации субконтрактов и соответственно требует выработки отдельных подходов во взаимоотношениях с заказчиками и подрядчиками.

Хотя субконтрактные отношения могут иметь место в различных отраслях промышленности, наибольшее распространение они получили в машиностроении, в таких секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По субконтрактам обычно производится продукция или выполнение производственных операций в таких основных секторах промышленности как литейное производство, ковка, общие или точные механические работы, производство изделий из пластмассы, резино-технических изделий, электронных компонентов.

Основными участниками процесса субконтрактации являются:

  • сборочные предприятия с минимально необходимыми собственными технологическими мощностями (контракторы);
  • узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих (субконтракторы).

В качестве контракторов обычно выступают предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т.д., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих.

Как правило, эти предприятия сохраняют за собой такие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства компонент, несущие в себе ключевые "ноу-хау".

Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств в производстве.

Важнейшим преимуществом использования субконтрактации является сравнительно низкая себестоимость комплектующих и услуг, получаемых от малых и средних предприятий, поскольку у таких предприятий накладные расходы ниже. Организация закупок комплектующих на тендерной основе позволяет добиться значительного снижения цен по каждой позиции, и как следствие, ведет к снижению себестоимости готовой продукции.

Кроме того, появляется возможность сократить размер капиталовложений в средства производства, сэкономить финансовые ресурсы, сократить управленческий штат и рабочую силу.

Контрактор может оптимизировать использование ресурсов и уделить повышенное внимание развитию новых технологий, производству технически сложных и высокотехнологичных изделий, разработке новых каналов сбыта и т.д.

Производство деталей и комплектующих другими предприятиями на основе субконтрактации позволяет контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру.

В качестве субконтракторов, как правило, выступают малые предприятия. В российских условиях зачастую в роли субконтракторов выступают крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, а также отдельные цеха крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность. Специализация на определенных производственных процессах и операциях позволяет этим предприятиям поставлять качественные товары на экономически выгодных условиях в строгом соответствии с техническими требованиями контрактора.

Кроме того, малые предприятия зачастую сами заказывают производство деталей, комплектующих, выполнение производственных процессов (например, таких как термическая обработка изделий), необходимых для выполнения крупного заказа, выступая тем самым в роли контракторов.

Наибольший интерес для предприятий - субконтракторов представляет включение в цепочки снабжения крупного предприятия- контрактора на протяжении всего цикла производства продукта.

Такое сотрудничество становится возможным при работе с крупными предприятиями - контракторами, имеющими массовое и крупносерийное производство.

В этом случае поставки субконтрактной продукции осуществляются партиями в рамках установленного графика поставок.

Перед заключением договора проводятся переговоры о ценах на основе примерной оценки потребности в поставках на определенный период (чаще на отчетный год).

Для предприятий - контракторов с единичным и мелкосерийным выпуском изделий процесс субконтрактации сводится к кратчайшему времени поиска материалов и комплектующих с заданным уровнем качества, необходимых для данного изделия.

Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям- производителям комплектующих (субконтракторам) интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования.

В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно - измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа. Иногда осуществляются совместные разработки.

Все это предопределяет скачок производительности труда и сменяемости производства у всех предприятий - участников производственной цепочки и коренным образом изменяет организацию производства.

Указанные преимущества субконтрактации справедливы и для российских условий. Так, по данным исследования, проведенного Межрегиональным Центром промышленной субконтрактации и партнерства в 2001 году, для выполнения субконтрактных заказов:

  • более 60% малых предприятий - субконтракторов нанимали дополнительный персонал;
  • более 50% субконтракторов были вынуждены находить новых поставщиков сырья, материалов, комплектующих;
  • 21,2% субконтракторов были вынуждены расширять производственные площади;
  • более 38% субконтракторов были вынуждены проводить дополнительное обучение/повышение квалификации персонала;
  • более 44% субконтракторов были вынуждены осуществлять новые проектные разработки.

Полученные данные убедительно говорят о том, что участие в субконтрактации дает предприятиям мощный стимул для развития производства и создания новых рабочих мест.

В настоящее время уровень развития производственной кооперации/субконтрактации в российской промышленности еще весьма далек от уровня, достигнутого в большинстве развитых стран. В значительной степени это предопределено структурным состоянием экономики.

Вот мнение руководителя фирмы "Центр консалтинга" из Нижнего Новгорода Нырова В.Ф.:
"Значительная часть проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются руководители российских машиностроительных предприятий, связана с крайне неудовлетворительным состоянием общеотраслевой инфраструктуры и в первую очередь низким уровнем развития кооперации в машиностроении. По этой причине освоение производства новых образцов продукции требует значительного времени и капитальных вложений, обуславливает их низкую конкурентоспособность.

Заводская структура, сложившаяся в российском машиностроении в централизованной плановой экономике в годы социалистического строительства, отличается преобладанием комплексных вертикально интегрированных предприятий. Это обусловило высокую ресурсоемкость предприятий, к примеру, численность работающих на среднем машиностроительном предприятии России составляет от 1000 до 3000 человек, в то время как в машиностроении промышленно развитых стран преобладают компании с числом работающих до 100 человек.

Российские машиностроительные предприятия проектировались и развивались так, чтобы максимально полно удовлетворять собственные потребности в комплектующих, инструменте, а иногда и оборудовании. Предприятия, как правило, самодостаточны: на них имеются заготовительные (кузнечно-штамповые, литейные цеха) и вспомогательные производства (инструментальные, ремонтные, а часто и станкостроительные цеха), необходимые для обеспечения выпуска конечной, профильной продукции. И только производство отдельных, специфических видов достаточно сложных и фондоемких комплектующих, оснастки отраслевого применения было выделено на немногочисленные специализированные предприятия. К продукции общемашиностроительного применения традиционно относились только наиболее массовые виды инструмента и комплектующих (крепеж, подшипники). Большая часть этой продукции производилась на заводах Минстанкопрома. В его составе было создано Управление межотраслевых производств, которое предполагалось развить в самостоятельное министерство по производству этой продукции, но по ряду причин это так и не произошло…

…Процесс реструктуризации в последние годы активно развивается и в отечественном машиностроении. При этом формирование мобильных производственных структур происходит как за счет поэтапного разукрупнения (от выделения бизнес-единиц до полного обособления, продажи "дочек") существующих предприятий, так и за счет создания новых бизнесов".


Наблюдаемая реструктуризация крупных предприятий, повышение платежеспособного спроса на комплектующие являются необходимой основой для развития субконтрактации и активного участия в ней малых промышленных предприятий.

Тем не менее, малые предприятия сталкиваются со значительным количеством препятствий, ограничивающих их участие в субконтрактации.
Вот некоторые из них:

  • Малые промышленные предприятия (48,6% опрошенных) испытывают выраженный недостаток оборотных средств. В большинстве случаев им требуется хотя бы частичная предоплата заказываемой продукции.
  • Малые промышленные предприятия в недостаточной степени располагают средствами для обновления изношенного парка оборудования;
  • Малые предприятия в большинстве своем не располагают необходимыми средствами для оплаты повышения квалификации персонала;
  • Малые промышленные предприятия в недостаточной степени располагают возможностями доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества (все опрошенные предприятия отметили свою заинтересованность в получении такой информации);
  • Малые предприятия в большинстве своем не располагают подготовленным персоналом для организации маркетинга субконтрактной продукции (31,9% опрошенных предприятий указывает на свою потребность в получении квалифицированной помощи в разработке маркетинговой стратегии), необходимыми средствами для оплаты маркетинговых (промоутинговых) мероприятий, в том числе наиболее эффективных, таких, как участие в выставках, ярмарках. (свыше 40 % крупных предприятий - контракторов указали участие в выставках и ярмарках, как постоянно используемый способ поиска субконтракторов)
  • Малые промышленные предприятия в подавляющем большинстве не располагают возможностями (программно-аппаратное обеспечение, обученный персонал) для проведения проектных работ на уровне, необходимом для потенциальных заказчиков, включая оперативную обработку поступающих в электронных форматах CAD/CAM чертежей заказываемой продукции.
  • Крайне малое количество промышленных МП в состоянии провести и оплатить мероприятия по подготовке к сертификации систем управления качеством в соответствии со стандартом ИСО 9000, что является практически необходимым условием участия в международной субконтрактации.

Некоторые препятствия создаются самими руководителями предприятий, что связано, на наш взгляд, с недостаточным опытом участия МП в субконтрактации:

  • Руководители предприятий в ряде случаев недостаточно серьезно относятся к вопросу дополнительной загрузки производственных мощностей субконтрактными заказами. В том числе отмечаются такие негативные моменты, как:
    • затягивание переписки по вопросам согласования заказа на недопустимые сроки;
    • безответственное отношение к уже полученным заказам (свыше 14% предприятий -контракторов отмечают в качестве причины, приведшей к срыву заказа, несоблюдение субконтрактором согласованной в договоре технологии, использование не предусмотренных договором материалов и т.д.). Тем временем, участие в субконтрактации требует ответственного отношения на всех этапах.
  • Руководители МП зачастую стремятся сохранить информацию о своем предприятии возможно более закрытой (из соображений безопасности бизнеса), что препятствует получению заказов от крупных (в особенности зарубежных) заказчиков; предоставляют недостоверную информацию (преувеличивают возможности предприятия), что ведет к срыву выполнения заказа.

Существующие проблемы не ограничиваются вышеизложенными.
Приведем мнение представителя руководства ПО "Трек" - предприятия, обладающего обширным опытом выполнения и размещения субконтрактных заказов, Бикбаева В.М.:
"При ограниченных финансовых и технологических ресурсах, необходимых для увеличения объемов действующего производства или производства новых комплектующих, малые предприятия вынуждены или предпочитают выступать в качестве контрактора по размещению своих заказов на других предприятиях. В некоторых случаях субконтрактором выступают предприятия с более высоким статусом и численностью работающих (как правило, имеющие худшие финансово-экономические показатели).
Имея большой технологический, инженерный потенциал, многие крупные предприятия недостаточно внимания уделяют проблемам управления (обеспечение системного подхода в управлении) и созданию системы управления качеством, позволяющей выпускать качественную продукцию. Инновации, предлагаемые малыми предприятиями, воспринимаются крупными "субконтракторами" без желания, так как руководители крупных предприятий считают, что все то, что есть на их предприятии -это лучшее и научиться чему - либо у малых предприятий и внедрить на своем - нет необходимости".


Несмотря на указанные негативные моменты, российские промышленные МП располагают значительным производственным потенциалом, нуждающемся в раскрытии.

Значительное количество обследованных промышленных МП располагает собственными ноу-хау, современными технологиями, позволяющими при должной поддержке предприятия осуществить успешный выход на рынки производственной кооперации, в том числе международные.



Ярославский центр субконтрактации
150000, Ярославль, ул. Свободы, 62
Телефон/факс: (4852) 21-85-24, 45-80-57, E-mail: subcontr@yartpp.ru

© ЯрТПП, 2005 — 2024